Муниципальное казённое учреждение
Ольхонского районного муниципального образования

"Управление образования"

Онгоржонова Галина Борисовна

Начальник 

график приема граждан

Методические рекомендации по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году

СКАЧАТЬ

Приложение 10  к письму

Рособрнадзора от 27.12.2017 № 10-870

 

 

 

 

 

Методические рекомендации

по формированию и организации работы предметных комиссий субъекта Российской Федерации при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2018 году

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2018


Оглавление

 

  1. Введение. 4
  2. Общие положения о деятельности ПК.. 5
  3. Порядок формирования ПК.. 7

Статусы экспертов ПК.. 7

Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях. 8

Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам.. 9

Организация квалификационного испытания. 10

Порядок привлечения экспертов к работе в ПК.. 10

  1. Организация проверки развернутых ответов. Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы.. 11

Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА.. 17

  1. Анализ работ ПК.. 18
  2. Правила для председателя и членов ПК. 19

6.1. Правила для председателя ПК при организации подготовительных мероприятий. 19

6.2. Правила для председателя ПК на этапе проверки развернутых ответов участников ГИА. 19

6.3. Правила для председателя ПК по завершении работы ПК. 20

6.4. Правила для председателя ПК при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА. 20

6.5. Правила для экспертов ПК.. 21

Во время проверки развернутых ответов: 22

При проверке предположительно пустых бланков ответов № 2: 23

При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА: 23

Приложение 1. Рекомендуемые показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам.. 25

Приложение 2. Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК, подведения итогов работы ПК.. 26

Приложение 3. Минимальный перечень направлений для анализа работы ПК.. 27

 

 

 

Перечень условных обозначений,  сокращений и терминов

Бланк-протокол

Протокол проверки экспертом результатов выполнения заданий экзаменационной работы с развернутым ответом

ГИА

Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования

ГЭК

Государственная экзаменационная комиссия субъекта Российской Федерации

ГВЭ

Государственный выпускной экзамен

ЕГЭ

Единый государственный экзамен

Изображения экзаменационных работ, образцы экзаменационных работ

Изображения текстов развернутых ответов участников ЕГЭ, используемые на этапах подготовки и аттестации экспертов ПК

Квалификация эксперта

Уровень знаний, умений, навыков (компетенции), характеризующий подготовленность к выполнению деятельности по проверке заданий с развернутым ответом ЕГЭ

Квалификационное испытание

Испытание для установления уровня квалификации эксперта предметной комиссии

КИМ

Контрольные измерительные материалы

КК

Конфликтная комиссия субъекта Российской Федерации

Минобрнауки России

Министерство образования и науки Российской Федерации

Образовательная организация

Организация, осуществляющая образовательную деятельность

ОИВ

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования

ПК

Предметная комиссия субъекта Российской Федерации

Порядок

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205)

ППЭ

Пункты проведения экзаменов

ПО

Программное обеспечение

Правила формирования и ведения ФИС/РИС

Правила формирования и ведения федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных систем обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации                            от 31 августа 2013 г. № 755

РИС

Региональная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования

Развернутые ответы

Ответы участников ЕГЭ (ГВЭ) на задания экзаменационной работы с развернутыми ответами

Рособрнадзор

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

РЦОИ

Региональный центр обработки информации субъекта Российской Федерации

СбФ

Сводный сборник форм к Методическим материалам по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ в 2018 году

Статус эксперта

Подтвержденный уровень квалификации эксперта

Участник ГИА

Обучающийся, допущенный в установленном порядке к ГИА, выпускник прошлых лет, обучающийся по образовательным программам среднего профессионального образования, обучающийся, получающий среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, допущенный к сдаче ЕГЭ

ФИПИ

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»

ФИС

Федеральная информационная система обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования

ФПК

Предметная комиссия, создаваемая Рособрнадзором

ФЦТ

Федеральное государственное бюджетное учреждение «ФЦТ»

Эксперт

Лицо, включенное распорядительным документом ОИВ                             в состав ПК

ЭМ

Экзаменационные материалы


 

1. Введение

Настоящий документ разработан в соответствии со следующими  нормативными правовыми актами по подготовке и проведению ГИА:

  1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»;
  3. приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205).

 

 

2. Общие положения о деятельности ПК

2.1. Проверка развернутых ответов участников ГИА (в том числе устных ответов) осуществляется ПК по соответствующим учебным предметам.

2.2. ПК по каждому учебному предмету создает ОИВ в соответствии с пунктом 14 Порядка.

2.3. Кандидатуры председателей ПК, создаваемых в субъектах Российской Федерации, представляются на согласование в Рособрнадзор председателем ГЭК в сроки, указанные в Приложении 2.

2.4. Формирование составов ПК организуется председателем ГЭК по представлению председателей ПК не позднее чем за две недели до начала ГИА.

2.5. ПК в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами Минобрнауки России, Рособрнадзора и ОИВ, в том числе  Положениями о предметных комиссиях субъекта Российской Федерации.

2.6. ПК прекращает свою деятельность с момента утверждения ОИВ председателей ПК для проведения ГИА в субъекте Российской Федерации в следующем году.

2.7. Общее руководство и координацию деятельности ПК                                              по соответствующему учебному предмету осуществляет ее председатель. Состав ПК по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

  • наличие высшего образования;
  • соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах;
  • наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
  • наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором;
  • наличие положительных результатов квалификационного испытания, организованного и проведенного в порядке, установленном ОИВ.

2.8. ОИВ обеспечивает ПК помещениями для работы, которые расположены в непосредственной близости к РЦОИ или в РЦОИ. Такие помещения должны  исключать возможность доступа к ним посторонних лиц и распространения информации ограниченного доступа.

2.9.   ОИВ по представлению председателя ПК утверждает перечень дополнительных средств и материалов (например, непрограммируемый калькулятор, словари и т.п.), допустимых для использования экспертами в помещениях, где осуществляет работу ПК во время оценивания работ.

2.10. В помещениях, где находятся ПК, ОИВ обеспечивает размещение специального рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для предоставления возможности уточнения изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с информацией из источников, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

2.11.В помещениях, где находятся ПК, могут присутствовать:

члены ГЭК - по решению председателя ГЭК;

граждане, аккредитованные в качестве общественных наблюдателей установленном порядке, (далее – общественные наблюдатели) - по желанию;

должностные лица Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, - по решению соответствующих органов.

2.12. Информационное и организационно-технологическое обеспечение деятельности ПК осуществляет РЦОИ.

2.13. В случае возникновения ситуаций, не предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, соответствующее решение принимает председатель ПК и/или руководитель РЦОИ в рамках своей компетенции с обязательным последующим информированием ГЭК о принятом решении.

2.14. В период организации и проведения ЕГЭ ПК осуществляет проверку развернутых ответов участников ЕГЭ, выполненных на бланках ответов № 2                                  (в том числе и на дополнительных бланках ответов № 2), и устных ответов участников ЕГЭ по иностранным языкам.

2.15. В период организации и проведения ГИА распределение функций между экспертами ПК осуществляется в зависимости от статуса, присвоенного эксперту по результатам квалификационного испытания: ведущий эксперт, старший эксперт, основной эксперт.

2.16. Сроки обработки ЭМ.

Обработка бланков ЕГЭ и ГВЭ, включая проверку ПК развернутых ответов участников ГИА, должна быть завершена:

  • по русскому языку – не позднее шести календарных дней после проведения экзамена;
  • по математике (профильный уровень), ГВЭ по математике - не позднее четырех календарных дней после проведения экзамена;
  • по математике (базовый уровень) - не позднее трех календарных дней после проведения экзамена, проверка развернутых ответов ПК не предусмотрена;
  • по остальным учебным предметам – не позднее четырех календарных дней после проведения соответствующего экзамена;
  • по экзаменам, которые проводятся в досрочный период и в резервные сроки, – не позднее трех календарных дней после проведения соответствующего экзамена.

2.17. Организация видеонаблюдения и видеозаписи в помещениях ПК обеспечивается ОИВ.

 

 

3. Порядок формирования ПК

         3.1. Процедура подготовки экспертов ПК, а также формирования ПК (включая порядок присвоения статуса экспертам) требует формирования на региональном уровне пакета нормативных документов, регламентирующих организацию работы ПК и КК.

          3.2. Пакет региональных нормативных документов включает, в том числе:

          Положение о ПК субъекта Российской Федерации.

          Положение о КК субъекта Российской Федерации;

          Порядок формирования ПК субъекта Российской Федерации (включая порядок подготовки экспертов, порядок организации и проведения квалификационных испытаний, присвоения статуса экспертам, а также анализа работы ПК в субъекте Российской Федерации).

          3.3. В Порядке формирования ПК в субъекте Российской Федерации должны быть отражены:

          требования к опыту экспертов по проверке развернутых ответов участников ГИА;

          порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания;

          описание формата проведения квалификационного испытания для экспертов;

          показатели согласованности оценивания по результатам квалификационного испытания и их значения;

          порядок формирования ПК;

          порядок проведения анализа работы ПК (перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3).

          Сроки проведения каждого из мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК устанавливаются на региональном уровне в рамках требований к срокам, определенным на федеральном уровне.

          Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК приведен в Приложении 2.

Статусы экспертов ПК

3.4. По результатам прохождения квалификационных испытаний эксперту может быть присвоен один из  статусов: старший эксперт, основной эксперт.

Ведущий эксперт – статус, присваиваемый председателю и, по усмотрению председателя (при наличии соответствующих результатов квалификационного испытания), заместителю (-ям) председателя ПК, позволяющий осуществлять руководство подготовкой и/или подготовку экспертов на региональном уровне, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, привлекаться к рассмотрению апелляций по учебному предмету, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА, осуществлять проверку и перепроверку развернутых ответов участников ГИА в составе ПК, в том числе в качестве третьего эксперта.

Старший эксперт – статус, позволяющий осуществлять проверку и перепроверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА в составе ПК, в том числе назначаться для третьей проверки выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, консультировать экспертов ПК по вопросам оценивания развернутых ответов участников ГИА (по назначению председателя ПК) участвовать в межрегиональных перекрестных проверках, а также в проверках в рамках рассмотрения апелляции о несогласии с выставленными баллами.

Основной эксперт – статус, позволяющий осуществлять первую или вторую проверку выполнения заданий с развернутым ответом ГИА, участвовать в межрегиональных перекрестных проверках в составе ПК.

3.5. Для присвоения эксперту того или иного статуса должно быть установлено соответствие его квалификации:

требованиям к экспертам, определенным Порядком;

требованиям к опыту оценивания экзаменационных работ участников ГИА;

требованиям к результатам квалификационного испытания;

требованиям к согласованности работы при проверке в предыдущем году                          и к значениям показателей статистики удовлетворенных апелляций.

Согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном и региональном уровнях

         3.6. Для обеспечения единства подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА используется система согласования подходов к оцениванию. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА (далее - система) осуществляются на федеральном и региональном уровнях.

  • На федеральном уровне система включает ряд мероприятий по формированию согласованных единых подходов к оцениванию у экспертов, имеющих статус ведущих экспертов. Мероприятия включают:
  • обсуждение и выработку указанными специалистами на федеральном уровне подходов к оцениванию типичных случаев, вызывающих затруднения у экспертов ПК при оценивании;
  • оценивание указанными специалистами образцов экзаменационных работ в удаленном режиме, анализ результатов оценивания.
    • На региональном уровне система в период подготовки экспертов включает:
  • внедрение согласованных на федеральном уровне подходов к оцениванию в процессе подготовки экспертов ПК. Подготовка экспертов должна осуществляться под руководством специалистов, имеющих статус ведущих экспертов, и включать практические занятия по оцениванию развернутых ответов участников ГИА в предыдущие годы;
  • непосредственно перед началом проверки после получения критериев оценивания включает:
  • обязательное проведение в течение не менее чем 60 минут оперативного согласования подходов к оцениванию ответов на каждое задание с развернутым ответом между экспертами ПК непосредственно перед проверкой работ, проводимого в день начала проверки развернутых ответов участников ГИА или накануне после получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ.

3.7. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на федеральном уровне организуются ФИПИ.

3.8. Мероприятия по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА на региональном уровне организуются ОИВ. Подготовка экспертов должна проводиться в соответствии с образовательными программами                      и с использованием:

- учебно-методических материалов для подготовки экспертов ЕГЭ, размещенных на официальном сайте ФИПИ (www.fipi.ru);

- образцов развернутых ответов участников ГИА прошлых лет.

Квалификационные требования для присвоения статуса экспертам

3.9. Статусы ведущего, старшего или основного эксперта присваиваются всем экспертам, включаемым в ПК (кроме председателя ПК), в зависимости от уровня квалификации эксперта. Председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия в квалификационных испытаниях.

3.10. Для присвоения экспертам того или иного статуса устанавливаются определенные квалификационные требования.

Требования к образованию экспертов и опыту их работы в образовательных организациях устанавливаются пунктом 21 Порядка:

наличие высшего образования;

соответствие квалификационным требованиям, указанным                                                в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;

наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);

наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

3.11. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» необходим опыт организационной работы в ПК или ГЭК. Отсутствие такого опыта допускается в случае, когда в состав ПК входит менее 10 человек. Экспертам, не назначенным заместителем председателя или председателем ПК и прошедшим квалификационные испытания с результатом, соответствующим статусу «ведущий эксперт», присваивается статус «старший эксперт».

3.12. Статусы «ведущий эксперт» и «старший эксперт» могут присваиваться только экспертам, имеющим опыт оценивания развернутых ответов участников ГИА. Для присвоения статуса «ведущий эксперт» опыт оценивания должен составлять не менее 3-х лет. Требования к опыту оценивания развернутых ответов участников ГИА устанавливаются ОИВ. Отсутствие опыта проверки допускается только для вновь организуемых ПК по иностранным языкам (в случаях, когда ранее в субъекте Российской Федерации не создавалась ПК по соответствующему учебному предмету).

3.13. Значения показателей согласованности оценивания, определенные по результатам квалификационных испытаний, должны соответствовать значениям, определенным ОИВ для присвоения экспертам каждого из статусов. Рекомендуемые показатели согласованности и их значения по результатам квалификационных испытаний для присвоения каждого из статусов экспертам приведены в приложении 1.

3.14. Методика анализа согласованности работы экспертов и анализа статистики удовлетворенных апелляций о несогласии с выставленными баллами разрабатывается ОИВ, минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3. Результаты анализа согласованности оценивания используются при подготовке экспертов.

Организация квалификационного испытания

3.15. Формат проведения квалификационных испытаний для экспертов определяет ОИВ.

3.16. Порядок допуска экспертов к прохождению квалификационного испытания устанавливается ОИВ.

3.17. Квалификационное испытание для присвоения статуса эксперту  проводится ежегодно.

3.18. Квалификационные испытания для определения статуса экспертов по каждому учебному предмету рекомендуется проводить с использованием Интернет-системы дистанционной подготовки экспертов «Эксперт ЕГЭ» (отбор работ для создания измерительных материалов осуществляет ФИПИ) или аналогичных ресурсов, разработанных субъектом Российской Федерации, и определенных в Порядке формирования ПК субъекта Российской Федерации.

3.19. Эксперты, не прошедшие квалификационные испытания в текущем году, не допускаются к включению в состав ПК и не могут принимать участие в проверке развернутых ответов участников ГИА в текущем году.

Порядок привлечения экспертов к работе в ПК

3.20. ПК формируются из числа ведущих экспертов, старших экспертов, основных экспертов:

Председатель ПК назначается ОИВ по согласованию с Рособрнадзором, председателю ПК присваивается статус ведущего эксперта без участия                                       в квалификационном испытании;

 заместителем (-ями) председателя ПК может быть назначен только эксперт, имеющий статус ведущего эксперта;

  для проведения третьей проверки могут быть назначены эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данную экзаменационную работу, имеющие опыт первой-второй проверки в текущем году;

  для рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами при возникновении спорных вопросов по оцениванию развернутого ответа участника ГИА может привлекаться только эксперт ПК, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт»,  имеющий опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, не проверявший ранее экзаменационную работу участника экзамена, подавшего апелляцию о несогласии с выставленными баллами;

  для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной ОИВ, привлекаться могут только эксперты, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году, и ранее не проверявшие данные работы;

для проведения перепроверки экзаменационных работ участников ГИА, инициированной Рособрнадзором, привлекаться могут только эксперты, которые являются членами комиссии, создаваемой Рособрнадзором.

 

 

4. Организация проверки развернутых ответов.
Методика оценивания развернутых ответов на задания экзаменационной работы

4.1. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами.

4.2. По результатам первой и второй проверок эксперты, независимо друг от друга, выставляют баллы за каждый ответ на задания экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, за каждый ответ на задания экзаменационной работы ГВЭ. Результаты каждого оценивания вносятся в протокол проверки экспертом развернутых ответов участников ГИА.

4.3. В случае установления существенного расхождения в баллах, выставляемых двумя экспертами, назначается третья проверка.

4.4. Существенное расхождение в баллах, выставленных двумя экспертами, определено в критериях оценивания по каждому учебному предмету.

4.5. Третий эксперт назначается автоматизированно из числа экспертов ПК,  которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявших данную экзаменационную работу.

4.6. Эксперту, осуществляющему третью проверку, предоставляется информация о баллах, выставленных экспертами, ранее проверявшими экзаменационную работу.

4.7. Третий эксперт проверяет и выставляет баллы за выполнение всех заданий с развернутым ответом, позиции оценивания по которым в бланке-протоколе не заполнены автоматизированно при распечатке бланка-протокола.

4.8. Распределение работ участников ЕГЭ и ГВЭ между экспертами ПК, расчет баллов по каждому заданию экзаменационной работы ЕГЭ с развернутым ответом, а также определение необходимости проверки третьим экспертом осуществляются автоматизированно, с использованием специализированных аппаратно-программных средств РЦОИ и ФЦТ.

4.9. Расчет окончательной отметки за  работу ГВЭ осуществляется  экспертом   в соответствии с критериями оценивания ответов на задания ГВЭ                                               по соответствующему учебному предмету и фиксируется в протоколе, который затем передается в  РЦОИ для дальнейшей обработки.

4.10. Председатель ПК заблаговременно направляет в ОИВ информацию                        о необходимости принятия локальных актов,  содержащих перечень технических средств и справочных материалов на бумажных носителях, разрешенных к использованию экспертами ПК по соответствующему учебному предмету.

4.11. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения обработки ЭМ председатель ПК и руководитель РЦОИ согласуют график работы ПК в период проведения обработки ЭМ по соответствующему учебному предмету, исходя из действующих требований к срокам проведения обработки ЭМ.

4.12. Не позднее чем за 14 календарных дней до начала проведения экзаменов председатель ПК передает руководителю РЦОИ списочный состав ПК и расписание работы экспертов ПК для назначения в РИС экспертов на проверку работ.

4.13. Списочный состав ПК, передаваемый руководителю РЦОИ, должен в обязательном порядке содержать информацию о статусе каждого члена ПК (основной эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт) для обеспечения возможности автоматизированного назначения экзаменационных работ на третью проверку, перепроверку и проверку апелляционных работ экспертам. Председатель ПК согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК, проводящих проверку изображений предположительно незаполненных участниками ЕГЭ бланков ответов № 2, дополнительных бланков ответов № 2.

4.14. К проверке принимаются развернутые ответы участников ЕГЭ, выполненные только на Бланках ответов № 2 и дополнительных Бланках ответов № 2 установленной Рособрнадзором формы и заполненные в соответствии с «Правилами заполнения бланков ЕГЭ».

4.15. Часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ЕГЭ страницы на бланках ЕГЭ, к оцениванию не допускается (выполнение заданий, ответы на которые размещены на этой части экзаменационной работы, оцениваются как задания, к ответу на которые участник ЕГЭ не приступал, - знаком «Х»).

4.16. Председатель ПК до начала работы ПК получает от руководителя РЦОИ критерии оценивания развернутых ответов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам, полученные из ФЦТ в день проведения экзамена (или на следующий день после проведения экзамена при существенной разнице во времени субъекта Российской Федерации с московским временем), и проводит в течение не менее чем 60 минут оперативное согласование подходов к оцениванию развернутых ответов участников ЕГЭ на каждое из заданий                    с развернутым ответом, опираясь на полученные критерии. Рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения и конкретизации согласованных подходов к оцениванию.

4.17. В целях обеспечения наиболее согласованной работы экспертов председатель ПК может назначить из числа экспертов, имеющих статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», консультантов, к которым могут обращаться эксперты ПК при возникновении затруднений при оценивании развернутых ответов участников ГИА. Рабочие места консультирующих экспертов должны быть организованы в помещениях, где работает ПК, таким образом, чтобы консультации не мешали работе других экспертов.

4.18. В целях обеспечения наиболее объективного оценивания развернутых ответов участников ГИА председатель ПК или назначенный им эксперт может использовать специально оборудованные в помещениях ПК рабочие места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.).

4.19. Проверку развернутых ответов участников ГИА осуществляют эксперты ПК, руководствуясь критериями оценивания развернутых ответов и согласованными в ПК подходами к оцениванию развернутых ответов.

4.20. Развернутые ответы участников ГИА оцениваются двумя экспертами ПК независимо. Оба эксперта, проверяющие одну работу, независимо друг от друга выставляют баллы за каждый развернутый ответ или за каждую позицию оценивания (если ответ на задание оценивается отдельно по каждой позиции оценивания) согласно критериям оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.

4.21. Эксперту, который оценивает развернутые ответы участников ЕГЭ, предоставляется рабочий комплект эксперта ПК, который содержит:

  • обезличенные бланки-копии (форма 2-РЦОИ) с изображениями развернутых ответов участников ЕГЭ (далее – бланк-копия) - не более 10 штук в одном рабочем комплекте;
  • бланк-протокол (форма 3-РЦОИ) проверки экспертом развернутых ответов участников ЕГЭ (далее – бланк-протокол);
  • при проверке устных ответов по иностранным языкам - список работ на прослушивание и оценивание, сформированный посредством специализированного ПО и бланк-протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У).
    • Бланк-копия является изображением Бланка ответов № 2 участника ЕГЭ и дополнительных Бланков ответов № 2, если они заполнялись участником ЕГЭ, в регистрационной части которого указаны:
  • код бланка-копии;
  • информация об эксперте, назначенном на проверку бланков-копий рабочего комплекта (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
  • наименование учебного предмета;
  • дата проведения экзамена;
  • номер протокола и номер строки в протоколе, соответствующей данному коду бланка-копии;
  • номер варианта КИМ;
  • номер страницы и количество заполненных страниц участником ЕГЭ в Бланке ответов № 2, включая дополнительный Бланк ответов № 2;
  • код региона;
  • баллы, выставленные двумя экспертами, ранее проверявшими данную работу (в случае, когда работа направлена на третью проверку).
    • Бланк-протокол представляет собой таблицу, в которой указаны коды бланков-копий полученного рабочего комплекта и поля для внесения экспертом баллов за ответы. В регистрационной части бланка-протокола указаны:
  • информация об эксперте, назначенном на проверку бланков (фамилия, имя, отчество эксперта, код эксперта);
  • наименование учебного предмета;
  • дата проведения экзамена;
  • номер протокола;
  • код региона.

4.22. Бланк-протокол является машиночитаемой формой и подлежит обязательной автоматизированной обработке в РЦОИ.

4.23. Рабочие комплекты формируются (распечатываются) для каждого эксперта в РЦОИ с учетом графика работы ПК.

4.24. Председатель ПК (или его помощник (и) – для больших ПК, размещенных в нескольких помещениях)  получает готовые  рабочие комплекты экспертов от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).

4.25. Эксперты проводят проверку работ ЕГЭ и выставляют баллы в соответствующие поля бланка-протокола в соответствии с критериями оценивания развернутых ответов.

4.26. В случае возникновения у эксперта затруднения в оценивании работы эксперт может получить консультацию у председателя ПК или консультирующего эксперта, назначенного председателем ПК.

4.27. Номера наиболее характерных работ, вызвавших затруднения                               при оценивании, эксперт выписывает для передачи председателю ПК.

4.28. После завершения проверки работ каждого рабочего комплекта заполненный бланк-протокол и бланки-копии рабочего комплекта председатель ПК (или его помощник (и) – для больших ПК) передают в РЦОИ для дальнейшей обработки. После проведения автоматизированной обработки бланков-протоколов в РЦОИ могут быть выявлены работы, требующие третьей проверки.

4.29. Работа направляется на третью проверку в случае существенного расхождения в баллах, выставленных двумя экспертами:

1) существенное расхождение в баллах по каждому учебному предмету определяется критериями оценивания и закладывается в алгоритм автоматизированной обработки;

2) проверку работы, назначенной на третью проверку, может осуществлять только эксперт, которому в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт»                         или «старший эксперт», ранее не проверявший данную экзаменационную работу, имеющий опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году;

3) на бланке-копии работы, назначенной на третью проверку, в регистрационной части для сведения третьего эксперта указываются баллы, выставленные двумя экспертами, проверявшими эту работу ранее. Третий эксперт  проводит оценивание по тем позициям оценивания, которые указаны в бланке-протоколе. Позиции оценивания, которые третий эксперт не проверяет, в протоколе заполнены автоматизированно при печати бланка-протокола.

4.30. На протяжении периода работы ПК председатель ПК и (или) его заместитель фиксирует у себя номера работ, вызвавших наибольшие разногласия или трудности у экспертов при оценивании (на основании работ, проверенных собственноручно и (или) работ, номера которых выписывали эксперты в процессе оценивания). Информацию о номерах таких работ необходимо будет передать в ФИПИ после получения соответствующего запроса. Эти работы будут проанализированы и использованы для совершенствования критериев оценивания, проведения обучения экспертов ПК и согласования подходов к оцениванию экзаменационных работ.

4.31. На протяжении периода работы ПК председатель ПК запрашивает у руководителя РЦОИ статистическую информацию о ходе проверки развернутых ответов. При этом председателю ПК предоставляется оперативная информация о количестве проверенных на текущий момент времени  работ один, два или три раза, о количестве работ, ожидающих первой, второй или третьей проверки, а также о количестве и проценте работ, назначенных на третью проверку, и другая информация, позволяющая определить качество работы ПК и необходимость проведения дополнительных согласований с экспертами ПК Результаты статистических отчетов председатель ПК использует для оптимизации организации работы ПК.

4.32. При необходимости председатель ПК дает дополнительные разъяснения по вопросам согласованности работы ПК. Председатель ПК  направляет в ГЭК и ОИВ представление об отстранении от работы экспертов, нарушающих требования Порядка, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки. Окончательное решение по вопросу отстранения эксперта от работы в ПК принимает ОИВ после проведенного ГЭК рассмотрения ситуации.

4.33. При проведении межрегиональной перекрестной проверки изображения работ участников ЕГЭ, полученные из другого субъекта Российской Федерации, проверяются экспертами ПК в общей очереди работ участников ЕГЭ. При этом членам ПК не предоставляется информация о том, работы из какого субъекта Российской Федерации были назначены на проверку экспертам ПК.

4.34. На протяжении периода работы ПК с момента получения критериев оценивания развернутых ответов из РЦОИ до окончания проверки развернутых ответов участников ГИА все помещения, в которых работает ПК, должны быть обеспечены системой непрерывного видеонаблюдения и видеозаписи.

4.35. На время выхода из помещений ПК каждый член ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.

4.36. При выявлении экспертом случаев нарушения участником экзамена – автором проверяемой экспертом экзаменационной работы – установленного Порядка                                    (при обнаружении факта выполнения экзаменационной работы несамостоятельно (например, обнаружено, что работа выполнена предположительно разными почерками, решены задания разных вариантов, текст работы совпадает с текстом в других работах и т.п.) эксперт уведомляет об обнаруженном факте председателя ПК. Совместно с председателем ПК (при необходимости, с другими экспертами, обнаружившими указанные факты) составляет акт в свободной форме с указанием номера работы и описанием обнаруженных фактов. Председатель ПК направляет служебную записку                                     с приложением указанного акта председателю ГЭК для проведения служебного расследования и принятия решения. Эксперт, обнаруживший подобный факт, оценивает работу в соответствии критериями оценивания развернутых (устных) ответов, кроме случаев, указанных в критериях оценивания развернутых (устных) ответов и памятках экспертов.

4.37. Проверка развернутых ответов участников ГИА считается завершенной, когда все работы проверены экспертами необходимое количество раз (определяется ПО РЦОИ), а результаты оценивания из бланков-протоколов проанализированы ПО РЦОИ.

4.38. По завершении работы каждый эксперт ПК сдает все материалы, в том числе полученные критерии оценивания развернутых ответов, лицу, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, назначенному ОИВ.

4.39. Особенности проведения проверки развернутых ответов участников ГВЭ:

Каждая работа ГВЭ проверяется двумя экспертами. При проверке ответов участников по экзаменам в устной форме экспертам предоставляется доступ к единому хранилищу аудиозаписей ответов. Результаты проверки работ вносятся экспертами                    в стандартизированные формы проверки работ (см. «Развернутая форма проверки заданий»). Стандартизированные формы проверки работ не являются машиночитаемыми и не подлежат автоматизированной обработке.

Эксперты осуществляют перевод первичных баллов участников в отметку                         по пятибалльной системе оценивания и вносят отметку в первое поле протокола                             (см. «Правила заполнения протоколов экспертов предметной комиссии ГВЭ»),                              при этом отметки «0» и «1» не используются и не обрабатываются.

После заполнения бланки протоколов экспертов обрабатываются в стандартном режиме по аналогии с обработкой бланков.

Окончательная итоговая отметка определяется, как среднее арифметическое двух отметок, выставленных проверявшими работу экспертами.

Результаты проверки работ участников автоматизировано сохраняются в РИС.

 

 

 

Организация работы ПК при перепроверках результатов ГИА

4.40. До 1 марта следующего года по поручению Рособрнадзора                                     или по решению ГЭК ПК могут проводить перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории Российской Федерации или за ее пределами.

4.41. По решению ОИВ ПК проводит перепроверку отдельных экзаменационных работ участников ГИА, проходивших ГИА на территории субъекта Российской Федерации. Перепроверку проводят эксперты ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», ранее не проверявшие данные работы, имеющие опыт первой-второй и третьей проверки в текущем году.

4.42. РЦОИ вносит сведения об участниках ГИА, чьи работы отправлены по решению ОИВ на перепроверку, в РИС и формирует (распечатывает) комплекты документов для перепроверки.

4.43. Комплект документов для перепроверки содержит:

копии Бланков ответов № 2, включая дополнительные Бланки ответов № 2;

копии бланков-протоколов проверки развернутых ответов;

бланк протокола перепроверки, содержащего заключение экспертов о правильности оценивания развернутых ответов на задания данной экзаменационной работы;

вариант КИМ, выполнявшийся участником экзамена ЕГЭ;

критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, выполнявшегося участником экзамена.

4.44. Председатель ПК получает подготовленные комплекты от руководителя РЦОИ (или уполномоченного им сотрудника РЦОИ).

4.45. Эксперты ПК осуществляют перепроверку полученных работ и заполняют бланк протокола перепроверки.

4.46. Оформленные протоколы перепроверки председатель ПК передает в ГЭК для утверждения и руководителю РЦОИ (или уполномоченному им сотруднику РЦОИ) для внесения информации по результатам перепроверки в РИС.

4.47. Обеспечение внесения информации по результатам перепроверки в РИС с дальнейшей передачей в ФИС с целью пересчета баллов осуществляет РЦОИ совместно с ФЦТ в рамках своей компетенции.

 

 

5. Анализ работ ПК

5.1. По окончании проведения ГИА и проверки экзаменационных работ участников ГИА проводится анализ работы ПК.

5.2. Анализ работы ПК проводится в соответствии с порядком проведения анализа работы ПК (минимальный перечень направлений для анализа работы ПК приведен в Приложении 3), определенным Порядком формирования ПК                                   в субъекте РФ, утвержденным ОИВ.

5.3. Анализ работы ПК проводится на основании информации, предоставленной РЦОИ.

5.4. В целях обеспечения проведения анализа работы ПК группе экспертов, анализирующих работу ПК, предоставляется доступ к КИМ в сроки и порядке, установленном ОИВ.

 

 

6. Правила для председателя и членов ПК.

6.1. Правила для председателя ПК при организации подготовительных мероприятий.

Подготовительные мероприятия по определению состава и квалификации экспертов ПК проводятся в соответствии с Порядком, методическими материалами ФИПИ, настоящими Методическими рекомендациями, нормативными и методическими материалами ОИВ.

Председатель ПК:

в период подготовки и проведения ГИА имеет право участвовать в ежегодных мероприятиях федерального уровня по совершенствованию  подходов к оцениванию выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ, организуемых ФИПИ;

в период подготовки и проведения ГИА обеспечивает организационное и методическое сопровождение ежегодного обучения (обучающих семинаров по согласованию подходов к оцениванию) экспертов с учетом результатов анализа согласованности работы экспертов и статистики удовлетворенных апелляций в предыдущие годы;

не позднее чем за 14 дней до начала обработки материалов ГИА по соответствующему учебному предмету формирует и согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов ПК для планирования назначения экспертов на проверку работ;

в этом же документе указывает статус каждого эксперта ПК для обеспечения автоматизированного назначения работ на проверки в соответствии со статусом каждого из экспертов ПК;

согласует с руководителем РЦОИ график работы экспертов, проводящих проверку бланков, распознанных как пустые.

6.2. Правила для председателя ПК на этапе проверки развернутых ответов участников ГИА.

Председатель ПК должен:

получить у руководителя РЦОИ полный комплект критериев оценивания развернутых ответов, ознакомиться с полученными критериями, подготовиться                              к семинару-согласованию подходов к оцениванию;

обеспечить присутствие в помещениях ПК только допущенных лиц. Помимо экспертов и председателя ПК (его помощника – для больших ПК) в аудитории могут находиться члены ГЭК (по решению ОИВ), должностные лица Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования,  (по решению соответствующих органов), общественные наблюдатели;

провести оперативный семинар-согласование подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом (продолжительностью не менее 60 минут), опираясь на полученные критерии оценивания заданий с развернутыми ответами, а также на согласованные подходы                     к оцениванию развернутых ответов, выработанные на федеральном уровне (рекомендуется провести повторное оперативное согласование подходов к оцениванию после проверки каждым экспертом нескольких первых работ для уточнения                                    и конкретизации согласованных подходов к оцениванию);

получить необходимое количество комплектов критериев для экспертов, а также дополнительные схемы оценивания ответов при проверке ответов по иностранным языкам;

распределить экспертов по рабочим местам в помещениях, выделенных                         для работы ПК;

выдать каждому эксперту комплект критериев оценивания выполнения заданий с развернутым ответом по каждому варианту и рабочий комплект для проверки;

осуществлять консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;

общественные наблюдатели;

обеспечить рабочую атмосферу в ПК;

решать вопросы, возникающие у экспертов, в рамках своей компетенции;

контролировать качество заполнения экспертами бланков-протоколов                              и осуществлять оперативный обмен бланками–протоколами и бланками-копиями                      с РЦОИ;

организовать взаимодействие с  руководителем РЦОИ (уполномоченным им сотрудником РЦОИ) в случае, если рабочий комплект по ряду объективных причин               не был проверен экспертом полностью, и передать в РЦОИ данный комплект                                  с протоколом проверки;

передать руководителю РЦОИ (уполномоченному им сотруднику РЦОИ) бланки-копии всего рабочего комплекта, не проверенного экспертом полностью, для переназначения другим экспертам;

контролировать качество работы экспертов ПК, направлять председателю ГЭК      и в ОИВ представление об отстранении от работы в ПК экспертов, нарушающих требования Порядка, игнорирующих в процессе проверки согласованные подходы                        к оцениванию работ, систематически допускающих ошибки в оценивании работ или нарушающих процедуру проведения проверки.

6.3. Правила для председателя ПК по завершении работы ПК.

Председатель ПК должен:

сдать руководителю РЦОИ или лицу, назначенному ОИВ, обеспечивающему учет экземпляров критериев оценивания развернутых ответов, все критерии оценивания ответов на задания с развернутым ответом, выданные для проведения проверки; 

по завершении проверки получить от руководителя РЦОИ  (уполномоченного им сотрудника РЦОИ) пакет документов о результатах  работы ПК:

количество работ, проверенных каждым экспертом;

количество работ, отправленных на третью проверку;

информацию об экспертах, показавших наибольшее количество расхождений                  в результатах оценивания;

другую информацию, связанную с деятельностью ПК, при необходимости.

6.4. Правила для председателя ПК при рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА.

Председатель ПК должен:

получить от председателя КК апелляционный комплект участника ГИА до заседания КК;

получить от руководителя РЦОИ критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом варианта КИМ, по которому сдавал экзамен участник ГИА, подавший апелляцию, до заседания КК организовать работу экспертов ПК                                по установлению правильности оценивания заданий с развернутым и (или) устным ответом и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом;

назначить на рассмотрение апелляции экспертов ПК, которым в текущем году присвоен статус «ведущий эксперт» или «старший эксперт», имеющих опыт «первой-второй» и «третьей» проверки в текущем году, и передать им вышеуказанные материалы;

узнать у ответственного секретаря КК дату, место и время заседания КК, а также о присутствии на заседании КК по рассмотрению апелляций апеллянтов                        и (или) их родителей (законных представителей);

направить экспертов ПК, назначенных на рассмотрение апелляции                                и принимавших участие в работе по установлению правильности оценивания  развернутых и (или) устных ответов и (или) о необходимости изменения баллов за выполнение заданий с развернутым и (или) устным ответом апеллянтов, в КК на заседание КК в указанное время (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);

передать председателю КК апелляционные комплекты документов и заключения экспертов ПК после проведения экспертами ПК соответствующей работы по установлению правильности оценивания экзаменационной работы в тот же день;

оперативно передавать в ФИПИ информацию об обнаруженных некорректных (по мнению председателя ПК) заданиях с обязательным указанием номера варианта КИМ (или номера КИМ), номера задания и содержания замечания.

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА, выполнявшим его, в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне. В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, проводится перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

         6.5. Правила для экспертов ПК

Во время работы экспертам запрещается:

самостоятельно изменять рабочие места;

копировать и выносить из помещений, выделенных для работы ПК, копии экзаменационных работ, критерии оценивания, бланки-протоколы проверки экзаменационных работ, а также разглашать посторонним лицам информацию, содержащуюся в указанных материалах;

иметь при себе и/или использовать средства связи, фото, аудио-                                      и видеоаппаратуру, портативные персональные компьютеры (ноутбуки, КПК                               и другие), кроме специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места                                          с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть ««Интернет»» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов (например, сверка с источниками, проверка приведенных участниками ГИА фамилий, названий, фактов и т.п.);

без уважительной причины покидать аудиторию;

переговариваться, если речь не идет о консультировании с председателем ПК или с экспертом, назначенным по решению председателя ПК, консультантом.

Эксперты должны:

  1. на подготовительном этапе пройти обучение с использованием учебно-методических материалов ФИПИ и подтвердить квалификацию в соответствии с требованиями Порядка, настоящих Методических рекомендаций, а также нормативных и методических документов ОИВ;
  2. заблаговременно пройти инструктаж по содержанию и технологии оценивания развернутых ответов в сроки, определяемые председателем ПК;
  3. непосредственно перед проверкой работ участвовать в проводимом председателем ПК оперативном семинаре-согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов на каждое из заданий с развернутым ответом.

Эксперты, не подтвердившие квалификацию и/или не прошедшие инструктаж и/или не участвующие в оперативном семинаре-согласовании, к проверке развернутых ответов не допускаются.

Во время проверки развернутых ответов:

- по указанию председателя ПК занять рабочие места в предоставленных аудиториях;

- получить рабочие комплекты для проверки и критерии оценивания;

- соблюдать дисциплину во время работы;

- обратиться к  председателю ПК или лицу, назначенному председателем ПК консультантом, если возникли вопросы или проблемы при оценивании экзаменационных работ;

- заполнять бланки-протоколы, руководствуясь следующими правилами:

- заполнять поля бланка-протокола следует печатными заглавными буквами черной гелевой ручкой строго внутри полей бланка-протокола;

- использование карандаша (даже для черновых записей), ручек со светлыми чернилами и корректирующей жидкости для исправления написанного недопустимо (наличие грифеля или корректирующей жидкости на сканируемом бланке может привести к серьезной поломке сканера);

- внесенные исправления должны однозначно трактоваться, все исправления должны быть зафиксированы и заверены подписью эксперта (соответствующие подписи ставятся внизу в бланке-протоколе);

- часть экзаменационной работы, которая следует после хотя бы одной незаполненной участником ГИА страницы,  оценивается как ответ на задание, к выполнению которого участник ГИА не приступал (знаком «Х»);

- если участник ГИА не приступал к выполнению задания, то в поле (полях), в котором (-ых) должен(-ны) быть внесен(-ы) балл(-ы) за выполнение данного задания в бланке-протоколе, следует поставить знак «Х»;

- если участник ГИА приступал к выполнению задания, то в соответствующее поле (поля) бланка-протокола следует проставить соответствующий критериям оценивания балл (баллы) от нуля до максимально возможного, указанного в критериях оценивания выполнения заданий с развернутым ответом;

- если участник ЕГЭ выполнял альтернативное задание, то в соответствующее поле бланка-протокола следует проставить номер выбранного участником ЕГЭ альтернативного задания;

- поставить дату, подпись в соответствующих полях бланка-протокола и передать рабочий комплект председателю ПК для передачи на обработку после завершения заполнения бланка-протокола.

При проверке предположительно пустых Бланков ответов № 2:

получить инструктаж руководителя РЦОИ (назначенного им сотрудника РЦОИ) и председателя ПК о выполнении проверки предположительно пустых                                                     Бланков ответов № 2; просматривать с экрана изображения предположительно пустых                                       Бланков ответов № 2;

при наличии на изображении записей, знаков, рисунков или пометок, которые могут быть расценены как ответ на задание с развернутым ответом или подтверждение того, что участник ЕГЭ приступал к выполнению задания или имел возможность его выполнить, удостоверить (отметить в ПО), что изображение заполнено;

при отсутствии записей, относящихся к ответу на задания, удостоверить (отметить в ПО), что изображение не заполнено.

Изображения, определенные хотя бы одним из проверяющих экспертов как заполненные, направляются на проверку в ПК.

Задания с развернутыми ответами, засчитываются заданиями, к которым                       не приступал участник экзамена, в случае, если изображения бланков ответов № 2 этого участника экзамена определены двумя проверяющими экспертами как незаполненные.  В этом случае автоматизированно посредством РИС ответы оцениваются в ноль баллов за выполнение каждого задания с развернутым ответом.

При рассмотрении апелляций о несогласии с выставленными баллами по ГИА:

получить от председателя ПК апелляционный комплект участника ГИА, подавшего апелляцию, а также изображения экзаменационной работы, бланк - протокол проверки экспертом заданий с устным ответом (форма 3-РЦОИ-У), копии протоколов проверки экзаменационной работы участника ГВЭ и критерии оценивания данной работы;

до заседания КК рассмотреть работы апеллянта, а также проанализировать предыдущее оценивание работы;

дать письменное заключение о правильности оценивания экзаменационной работы апеллянта или о необходимости изменения баллов за выполнение задания с развернутым и (или) устным ответом с обязательным указанием на конкретный критерий оценивания, которому соответствует выставляемый ими балл;

узнать у председателя ПК дату, место и время заседания КК и прибыть в указанное время в КК (в случае присутствия на заседании КК апеллянтов и (или) их родителей (законных представителей);

в случае возникновения у апеллянта или у КК вопросов по оцениванию развернутых ответов дать соответствующие разъяснения. Время, рекомендуемое на разъяснения по вопросам оценивания развернутых и/или устных ответов одного апеллянта - не более 20 минут;

в случае обнаружения ошибок или некорректных заданий в КИМ необходимо сообщить об этом председателю ПК с обязательным указанием номера варианта КИМ, номера задания и содержания замечания. 

Решение о корректности задания и об изменении баллов участникам ГИА в случае признания задания некорректным принимается на федеральном уровне.

В случае признания задания некорректным всем участникам ГИА, которые выполняли данное задание, осуществляется перерасчет баллов в соответствии с распорядительным актом Рособрнадзора.

Приложение 1. Рекомендуемые показатели согласованности оценивания для присвоения статуса экспертам

               Ниже приведены ориентировочные показатели, вычисляемые по результатам квалификационных испытаний.

               Данные показатели могут быть скорректированы с учетом особенностей учебных предметов.

               Показатель: процент заданий/критериев оценивания, по которым оценки эксперта не совпали с оценками, выработанными при согласовании подходов к оцениванию развернутых ответов.

 

Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.

 

Предмет

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт

Старший эксперт

Основной эксперт

Русский язык

Иностранные языки

Обществознание

Литература

10%

15%

25%

Биология

История

10%

15%

20%

Физика

Химия

Информатика и ИКТ

География

5%

7%

10%

Математика

0%

5%

7%

 

Показатель: процент позиций оценивания, расхождение в которых составило 2 и более балла по заданию/критерию оценивания.

 

Рекомендуемые значения показателя для присвоения статуса экспертам.

 

 

Максимальное значение показателя

Ведущий эксперт

0

Старший эксперт

0

 

 

 

Приложение 2. Примерный план-график проведения мероприятий по подготовке экспертов и формированию ПК, подведения итогов работы ПК

№ п/п

Мероприятие

Срок

1.       

Подготовка экспертов ПК к проверке экзаменационных работ ГИА 2018 года, проведение квалификационных испытаний, присвоение статуса экспертам ПК ГИА

До окончания марта 2018 года

2.       

Предоставление в ФИПИ списков кандидатур председателей ПК

Для ПК по всем учебным предметам -               до 1 февраля 2018 года

3.       

Согласование Рособрнадзором кандидатур председателей ПК

Для ПК по всем учебным предметам -
до 1 марта   2018 года

4.       

Формирование ПК

Для ПК по всем учебным предметам -
до 10 марта 2018 года

5.       

Вебинары ФИПИ для экспертов ПК субъектов Российской Федерации по согласованию подходов к оцениванию развернутых ответов участников ГИА

Май-июнь

2018 года в соответствии с расписанием проведения ЕГЭ

6.       

Проведение оперативного согласования оценивания развернутых ответов в ПК субъектов Российской Федерации

После получения критериев оценивания развернутых ответов

7.       

Отбор экзаменационных работ участников ЕГЭ, вызвавших затруднения в оценивании, для включения  в учебно-методические материалы ФИПИ

В процессе проверки работ

8.       

Проведение анализа работы ПК

Июль 2018 года

9.       

Направление в ФИПИ информации о номерах работ, вызвавших затруднения при оценивании

Июль 2018 года

 


Приложение 3. Минимальный перечень направлений для анализа работы ПК

Анализ работы ПК проводится в целях оптимизации работы ПК                               по проверке развернутых ответов участников ГИА, ее максимальной объективности, выработке единых требований и подходов к оцениванию экзаменационных работ, минимизирующих субъективность проверяющих экспертов.

При анализе работы ПК необходимо обратить внимание на следующие направления деятельности ПК:

  1. Условия проведения проверки:

нахождение ПК в/ вне здания РЦОИ, количество зданий, помещений, где размещается ПК;

количество аудиторий при работе ПК;

проведение оперативного согласования подходов к оцениванию развернутых ответов в день получения критериев оценивания перед началом проверки (проводилось ли, продолжительность, была ли потребность в проведении дополнительного согласования в процессе проверки);

работа экспертов-консультантов, назначенных председателем ПК при работе ПК, их количество, принцип распределения по помещениям, сфера консультирования (консультация экспертов, находящихся в одном помещении/аудитории; консультация по оцениванию ответов на определенные задания и т.п.);

наличие специально оборудованного в помещениях ПК рабочего места с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» для обеспечения возможности уточнения экспертами изложенных в экзаменационных работах участников ГИА фактов; востребованность этого рабочего места;

прочее (в случае выявления условий, существенно влияющих на качество работы ПК).

  1. Количество и доля экспертов ПК, имеющих статус ведущего, старшего, основного эксперта.
  2. Квалификация экспертов (соответствие требованиям Порядка, количество экспертов, квалификация которых не соответствует требованиям Порядка, причины включения в ПК таких экспертов).
  3. Общее количество проверок, проведенных ПК (отдельно проверок первым и вторым экспертом, третьих проверок, проверок апелляционных работ, перепроверок по решению ОИВ).
  4. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке работ на разных этапах проведения ГИА (досрочный, основной и дополнительный).
  5. Общее количество экспертов ПК, задействованных при проверке апелляционных работ. Принцип отбора экспертов, привлекаемых к рассмотрению апелляций.
  6. Статистика рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами за развернутые ответы (общее количество поданных апелляций, количество удовлетворенных апелляций в отношении изменения баллов за развернутые ответы, количество работ с пониженными на апелляции результатами, повышенными на апелляции результатами, минимальное и максимальное изменение баллов, основные причины удовлетворения апелляции.
  7. Общее количество экспертов, осуществлявших третью проверку.
  8. Доля работ, направленных на третью проверку после проверки в ПК, т.е. без учета пустых работ (средний показатель по всей комиссии).
  9. Максимальное и минимальное значение индивидуальных показателей экспертов «доля работ, направленных на третью проверку».
  10. Максимальное и минимальное количество работ, проверенных одним экспертом.
  11. Перечень экспертов, регулярно (более чем 5% проверяемых работ) допускающих в оценивании значительные расхождения в баллах, выставленных другими экспертами:

случаи существенной разницы между суммой баллов первого и второго экспертов; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);

Пример 1.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

1

1

1

0

0

0

1

1

6

Эксперт 2

2

3

1

1

3

1

2

1

2

1

0

0

17

В приведенном примере разница между суммами баллов, выставленных экспертами, составляет 17-6 = 11 баллов. Ситуация свидетельствует о явном рассогласовании в работе экспертов ПК. Необходимо выявить системность данной ситуации для каждого из экспертов пары, причины.

 

случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);

Пример 2.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

2

0

1

1

1

1

1

1

2

1

0

0

11

Эксперт 3

0

1

0

0

3

2

2

0

0

0

1

2

11

В приведенном примере разницы между суммами баллов, выставленных экспертами, нет: все 3 эксперта выставили суммарно 11 баллов. Тем не менее, ситуация рассогласования в оценивании очевидна: Эксперт 2 выставил баллы, которые по каждой отдельной позиции оценивания отличаются от баллов, выставленных Экспертом 1 (16 баллов)  и Экспертом 3 (16 баллов). В отношении результатов оценивания Экспертом 1 и Экспертом 3 можно сказать, что эти результаты отличаются на 1 балл только по двум позициям оценивания из 12, что свидетельствует о поддержке этими экспертами единых подходов к оцениванию работ.

 

случаи существенной разницы в баллах, выставленных за каждую позицию оценивания; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное);

 

Пример 3.

№ позиции оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Сумма баллов

Эксперт 1

0

1

0

0

3

3

2

0

0

0

1

1

11

Эксперт 2

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

ИТОГ

0

1

1

0

3

3

2

0

0

0

1

1

12

Эксперт на апелляции

2

3

1

0

3

2

2

1

1

1

1

2

19

В приведенном примере эксперты во время проверки вынесли весьма согласованный результат. Тем не менее, на апелляции балл изменяют                                   на 7 первичных баллов относительного итогового по результатам оценивания двух экспертов. Очевидна либо ситуация несогласованности подходов к оцениванию экспертом, проверявшим работу на апелляции, либо наличие процедурных нарушений или заинтересованности этого эксперта.

 

другие случаи рассогласования работы экспертов, их описание, количественные показатели; анализ ситуации, выявленные причины, принятые решения (повышение квалификации, изменение функционала в рамках работы ПК, исключение из ПК, иное).

  1. Плановое количество экспертов ПК в следующем году, плановое количество экспертов, имеющих право осуществлять третью проверку, перепроверку, проверку апелляционных работ (экспертов, имеющих статус старшего или ведущего эксперта), предполагаемые показатели согласованности работы экспертов для присвоения статуса экспертам ПК при проведении квалификационных испытаний.
  2. Планируемые изменения в процессах подготовки экспертов, формировании ПК, организации процедуры оценивания работ относительно предыдущего года.
  3. Основные выводы.

Дата создания материала: 04-05-2018. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *