Баендуева Зоя Владимировна

Начальник МКУ ОРМО "Управление образования"

График приема граждан

ПРИКАЗ о внедрении Муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях района
78 от 14.04.2022
Скачать (579.7 Кб)

                                                                                              Приложение № 1

                                                                                            к приказу

                                                                                                        от «14» апреля 2022г.№78

 

Муниципальная целевая модель наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательных учреждениях Ольхонского районного муниципального образования

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 1.1. Муниципальная целевая модель наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательных учреждениях Ольхонского районного муниципального образования (далее – Целевая модель наставничества) разработана на основании следующих нормативных актов:

  • Всеобщая Декларация добровольчества, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE, Амстердам, январь, 2001 год);
  • Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 г. № 1559;
  • Резолюция Европейского парламента 2011/2088(INI) от 1 декабря 2011 г. «О предотвращении преждевременного оставления школы».

Наставничество осуществляется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала ребенка или подростка. Один из способов раскрытия потенциала – формирование активной жизненной позиции обучающихся и стремление заниматься добровольческой деятельностью, способствующей самореализации личности.

Нормативную правовую базу этой деятельности в нашей стране в разных сферах на федеральном уровне обеспечивают:

  • Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февр. 2014 г. 28 № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ]
  • Гражданский кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ: принят Гос. Думой 24 нояб. 2006 г. : одобрен Советом Федерации 8 дек. 2006 г. : [ред. от 18 июля 2019 г.];
  • Трудовой кодекс Российской Федерации: Федер. закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ [ред. от 24.04.2020];
  • О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: Федер. закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ;
  • Об общественных объединениях: Федер. закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ [ред. от 02.12.2019];
  • О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений: Федералный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ [ред. от 28 декабря 2016 года];
  • О некоммерческих организациях: Федер. закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ [ред. от 02.12.2019];
  • О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ [ред. от 19.12.2016, с изм. от 31.10.2019];
  • Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р.

Наставническую деятельность, в том числе в образовательной среде регламентируют:

  • Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [с изменениями на 24 апреля 2020 года];
  • Стратегия развития волонтерского движения в России: утв. протоколом заседания Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи № 45 от 14 мая 2010 г.;
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-Р;
  • О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2016–2020 годы»: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493;
  • Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия Детства: Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 года № 240;
  • План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия Детства в Иркутской области: Распоряжение Губернатора Иркутской области от 26 декабря 2018 года № 161-р;
  • О государственной молодежной политике в Иркутской области: Закон Иркутской области от 17 декабря 2008 года № 109-оз.
  • О внесении изменений в приказ министерства образования Иркутской области от 6 июня 2017 года N 46-мпр «Почетный наставник в сфере образования Иркутской области»: приказ Министерства образования Иркутской области от 11 октября 2018 года № 112-мпр;
  • Об утверждении Типового положения о наставничестве в областных государственных учреждениях, подведомственных министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области: Приказ Министерства опеки и попечительства Иркутской области от 24 мая 2019 года № 53-148/19-мпр;
  • О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций: письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 23 января 2020 г. N МР-42/02;
  • «Об утверждении региональной целевой модели наставничества»: распоряжение министерства образования Иркутской области от 24.12.2020 года № 982-мр

1.2. Целевая модель наставничества является обязательной для всех образовательных учреждений Ольхонского района, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее –  учреждения).

 

1.3. Цель внедрения наставничества: раскрытие личностного, а также профессионального потенциала наставника и наставляемого, путем создания условий для формирования эффективной системы сопровождения, самоопределения и профессиональной ориентации всех участников образовательной деятельности в возрасте от 10 лет, педагогических работников (далее – педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Ольхонского района.

1.4. Задачи внедрения Целевой модели наставничества:

-формирование открытого и эффективного сообщества наставников и наставляемых вокруг образовательного учреждения, способного на комплексную поддержку и повышение качества образования в муниципалитете;

-выявление и распространение лучших программ и практик наставничества;

-создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;

-подготовка наставляемого к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире;

-раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала наставника и наставляемого через реализацию индивидуальной образовательной траектории.

1.5. Структура Целевой модели наставничества включает:

-нормативное обеспечение внедрения Целевой модели наставничества;

 -финансово-экономические условия внедрения Целевой модели наставничества;

 -формы наставничества в образовательных учреждениях;

 -механизм реализации Целевой модели наставничества в образовательных учреждениях ;

-структура управления Целевой моделью наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательных учреждениях ;

-содержание и технологии наставничества, реализуемые в Целевой модели;

-мониторинг и оценка результатов реализации моделей (программ) наставничества;

- ожидаемые результаты.

1.6. В Целевой модели наставничества используются следующие термины и определения:

  • Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
  • Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
  • Программа наставничества (положение о наставничестве) – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
  • Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  • В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
  • Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  • Куратор – сотрудник образовательного учреждения из числа ее социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
  • Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
  • Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
  • Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.
  • Буллинг – проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение, издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга – кибербуллинг, травля в социальных сетях.
  • Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
  • Тьютор – специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
  • Благодарный выпускник – выпускник образовательной организации, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д).
  • Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) – сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
  • Эндаумент – фонд целевого капитала в некоммерческих организациях, обычно в сфере образования или культуры, который формируется за счет добровольных пожертвований. В частности, в школьный фонд целевого капитала пожертвования могут приходить от благодарных выпускников

 

  1. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

2.1. Процесс наставничества в образовательных учреждениях регулируется следующими нормативными документами:

2.1.1.Распорядительным актом учреждения о внедрении Целевой модели наставничества, включающим:

-основания для внедрения Целевой модели наставничества;

- сроки внедрения Целевой модели наставничества;

 -назначение ответственных за внедрение и реализацию Целевой модели наставничества с описанием обязанностей (руководитель организации, куратор, МО);

-сроки проведения мониторинга эффективности  системы наставничества;

-планируемые результаты внедрения Целевой модели наставничества.

2.1.2. Письменным согласием наставника и наставляемого на участие в системе наставничества; дополнительным соглашением к трудовому договору наставника; приказом «Об утверждении положения (программы) о системе наставничества педагогических работников и обучающихся в образовательном учреждении»; приказом(ами) о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников.

III. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА

3.1. Стимулирование реализации Целевой модели наставничества является инструментом мотивации и выполняет три функции – экономическую, социальную и моральную.

3.2. Материальное (денежное) стимулирование предполагает возможность учреждениям коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе регионального и муниципального уровня определять размеры выплат компенсационного характера, установленные работнику за реализацию наставнической деятельности.

3.3. Нематериальные способы стимулирования предполагают комплекс мероприятий, направленных на повышение общественного статуса наставников, публичное признание их деятельности и заслуг, рост репутации, улучшение психологического климата в коллективе, увеличение работоспособности педагогических работников, повышение их лояльности к руководству, привлечение высококвалифицированных специалистов, которые не требуют прямого использования денежных и иных материальных ресурсов:

-наставники могут быть рекомендованы для включения в резерв управленческих кадров органов государственной власти различных уровней и органов местного самоуправления;

-наставническая деятельность может быть учтена при проведении аттестации, конкурса на занятие вакантной должности (карьерный рост), выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;

-награждение наставников дипломами/благодарственными письмами
(на официальном сайте учреждения, в социальных сетях), представление к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах.

 

  1. IV. ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

4.1. В отношении обучающихся Целевая модель наставничества предусматривает реализацию следующих приоритетных форм наставничества:

1) «ученик – ученик»;

2) «педагог-ученик»;

 

4.2. Форма наставничества «ученик – ученик» предполагает взаимодействие обучающихся одного образовательного учреждения, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказывать весомое влияние на наставляемого, лишенное строгой субординации.

4.2.1. Форма наставничества «ученик – ученик» осуществляется в индивидуальной или групповой форме.

4.2.2. Цель: разносторонняя поддержка обучающегося либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.

4.2.3. Задачи реализации формы наставничества «ученик – ученик»:

  • помощь в проявлении лидерского потенциала;
  • развитие гибких навыков и метакомпетенций;
  • оказание помощи в адаптации к новым условиям среды;
  • создание комфортных условий и экологичных коммуникаций внутри образовательного учреждения;
  • формирование устойчивого школьного сообщества и сообщества благодарных выпускников.

4.2.4. Вариации ролевых моделей внутри формы «ученик – ученик»:

-«успевающий – неуспевающий» (поддержка в достижении лучших образовательных результатов);

-«лидер – пассивный» (психоэмоциональная поддержка при адаптации в коллективе или помощи при развитии коммуникационных, творческих, лидерских навыков);

-«равный – равному» (обмен навыками в процессе совместной деятельности в рамках реализации ООП образовательного учреждения, рабочей программы воспитания образовательного учреждения или при совместной работе над проектом).

4.2.5. Взаимодействие наставника и наставляемого в режиме внеурочной деятельности:

  • в общеобразовательных учреждениях: проектная деятельность; классные часы; внеурочная работа; подготовка к мероприятиям школьного сообщества, к конкурсам, олимпиадам; реализация волонтерских проектов;
  • в учреждениях дополнительного образования: проектная и волонтерская деятельность, создание клуба по интересам с лидером-наставником.

4.3. Форма наставничества «педагог – ученик»

4.3.1. Целью такой формы наставничества является раскрытие потенциала
каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у
обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции наставляемого; развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций; создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для построения успешной карьеры; разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям обучения.
     Среди основных задач взаимодействия наставника с наставляемым:
помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих
или спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций,
оказание помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.

          Результатом правильной организации работы наставников будет высокий
уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе. Обучающиеся получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.

4.4. В отношении педагогических работников Целевая модель наставничества предусматривает реализацию следующих приоритетных форм наставничества:

  • «педагог – педагог»,

4.5. Форма наставничества «педагог–педагог» применяется во всех образовательных учреждениях общего образования и дополнительного образования. В рамках этой формы одной из основных задач наставничества является сокращение сроков адаптации молодых специалистов к профессии, успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы или в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательного учреждения

В такой форме наставничества, как «педагог – педагог», возможны следующие модели взаимодействия:

-«опытный педагог – молодой специалист». Данная модель является классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога (педагога-профессионала) для приобретения молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных и др.).

-«лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации». В этой модели на первый план выходит психологическая и личностная поддержка педагога, который в силу различных причин имеет проблемы социального характера в выстраивании коммуникации и социального взаимодействия. Главное направление наставнической деятельности – профессиональная социализация наставляемого. Эту поддержку необходимо сочетать с профессиональной помощью по развитию его педагогических компетенций и инициатив.

-«педагог-новатор – консервативный педагог». В данной модели педагог, склонный к новаторству и нестандартным решениям, помогает опытному педагогу овладеть современными цифровыми технологиями. Главный метод общения между наставником и наставляемым – выведение консервативного педагога на рефлексивную позицию в отношении его педагогического опыта, который в значительной мере сформировался в условиях субъект - объектной педагогики.

-«опытный предметник – неопытный предметник».  В рамках этого взаимодействия опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск методических пособий и технологий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.). Обязательным условием успешного наставничества является вовлечение неопытного педагога в деятельность, связанную с углублением в концептуально-методологические основания изучаемого предмета, привлечение его к написанию статей в научно-методические журналы, к участию в предметных научно-практических конференциях, семинарах, вебинарах с последующим обсуждением, к подготовке сдачи ОГЭ/ЕГЭ по предмету.

4.6. Виды наставничества:

-виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.

-наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).

-Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.

-реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.

-ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

  -скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом.  Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).

-традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.

 

  1. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

5.1. Система наставничества в образовательном учреждении  реализуется в несколько этапов: подготовительный, проектировочный, реализационный, рефлексивно-аналитический, результативный.

5.2. Подготовительный этап:

-администрацией учреждения проводится предварительный анализ проблем, которые возможно решить программой наставничества;

-отбор наставников и наставляемых;

-подбор и закрепление наставников за наставляемыми (за наставляемым может быть закреплено несколько наставников, у наставника может быть несколько наставляемых);

-разработка и утверждение приказом руководителя учреждения нормативных документов реализации системы наставничества;

-обучение наставников, тьюторов, кураторов наставнической деятельности и наставников, знакомство наставляемых с системой наставничества (повышение квалификации, переподготовка, стажировка);

-выявление наставником (тьютором) индивидуальных потребностей, мотивов, способностей и склонностей наставляемого, его актуального уровня развития посредством различных методов исследования.

5.3. Проектировочный этап:

-работа наставника и наставляемого с целеполаганием (постановка личностно значимой образовательной или воспитательной цели);

-определение ресурсов наставляемого;

-анализ избыточной образовательной или воспитательной среды;

-самоанализ наставляемого (соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (конкурсы, олимпиады и др.);

-самоанализ (соотнесение индивидуальных потребностей с внешними требованиями (конкурсы, олимпиады и др.);

-проектирование индивидуальной образовательной программы / маршрута / траектории;

-конкретизация цели, наполнение ресурсами (выбор курсов, кружков, экспертов, дистанционных, сетевых форматов и др.);

-оформление, визуализация (карта, программа, план, маршрутный лист и др.).

 5.4. Реализационный этап:

-организация и осуществление куратором наставничества в образовательной организации посредством реализации дорожной карты;

-сопровождение наставником (тьютором) индивидуальной образовательной программы / маршрута / траектории наставляемого.

5.5. Рефлексивно-аналитический этап:

-оценка эффективности построения и реализации индивидуальной образовательной программы / маршрута / траектории (наставляемый осуществляет рефлексию позитивного опыта и затруднений, наставник (тьютор) анализирует эффективность своей работы);

-подготовка наставником (тьютором) отчета о реализации программы сопровождения.

5.6. Результативный этап:

-наставник (тьютор) дистанцируется, продолжает реагировать на острые ситуации;

-наставляемый развивает навыки самоопределения и самореализации, осваивает самостоятельно новые цели личностного развития.

  1.   V СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ НАСТАВНИЧЕСТВА

6.1.МКУ ОРМО «Управление образования» обеспечивает:

  • реализацию мероприятий по внедрению региональной и муниципальной целевой модели наставничества;
  • развитие инфраструктурных, материально-технических ресурсов и кадрового потенциала муниципальных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по общим и дополнительным общеобразовательным программам;
  • согласовывает программы, дорожные карты внедрения целевой модели наставничества, разработанные образовательными учреждениями, осуществляющими внедрение целевой модели;
  • контролирует реализацию мероприятий по внедрению целевой модели наставничества;
  • содействует привлечению к реализации программ наставничества образовательных учреждений, предприятий и организаций района и региона, государственных бюджетных учреждений культуры и спорта; юридических и физических лиц.
  • координирует и осуществляет организационную, методическую, нормативно-правовую и экспертно-консультационную поддержку по реализации целевой модели наставничества;
  • координирует деятельность учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по реализации наставнических программ;
  • контролирует реализацию мероприятий по внедрению целевой модели наставничества.

6.2. Функции учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по реализации наставнических программ, при участии во внедрении региональной целевой модели наставничества:

  • участие в организации инфраструктуры и материально-технического обеспечения системы наставнических программ, реализации кадровой политики;
  • участие в осуществлении персонифицированного учета детей и молодежи, участвующих в наставнических программах;
  • обеспечение формирования баз данных наставнических программ и лучших практик;
  • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования;
  • разрабатывает и реализует мероприятия дорожной карты внедрения системы наставничества;
  • формирует и реализует программы  наставничества;
  • формирует кадровую политику, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
  • назначает куратора внедрения системы наставничества в образовательном учреждении;
  • создает методические объединения наставников (при необходимости);
  • проводит внутренний мониторинг реализации и эффективности программ наставничества.

VII. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ НАСТАВНИЧЕСТВА

7.1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества – система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества  или отдельных ее элементах.

7.2. Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй – по итогам прохождения программы.

7.3. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

1) Мониторинг процесса реализации персонализированной программы наставничества;

2) Мониторинг влияния персонализированной программы наставничества на всех ее участников.

7.4. Мониторинг процесса реализации персонализированной программы наставничества оценивает:

-результативность реализации персонализированной программы наставничества и сопутствующие риски;

-эффективность реализации образовательных и культурных проектов совместно с наставляемым;

-процент обучающихся наставляемого, успешно прошедших ВПР/ОГЭ/ЕГЭ;

-динамику успеваемости обучающихся;

-динамику участия обучающихся в олимпиадах;

-социально-профессиональную активность наставляемого и др.

7.5. Мониторинг влияния персонализированной программы наставничества на всех ее участников оценивает:

-улучшение образовательных результатов и у наставляемого, и у наставника;

-повышение уровня мотивированности и осознанности наставляемых в вопросах саморазвития и профессионального самообразования;

-степень включенности наставляемого педагога в инновационную деятельность образовательного учреждения;

-качество и темпы адаптации молодого / менее опытного / сменившего место работы специалиста на новом месте работы;

-увеличение числа педагогов и обучающихся, планирующих стать наставниками и наставляемыми в ближайшем будущем.

                              VIII. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Внедрение Целевой моделью наставничества в  образовательных учреждениях позволит достичь следующих планируемых результатов:

1) измеримое улучшение показателей обучающихся в образовательной, культурной, спортивной и других сферах;

2) рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;

3) улучшение психологического климата в образовательном учреждении как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства;

4) практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных траекторий;

5) измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов, связанных с развитием гибких навыков и метакомпетенций;

6) привлечение дополнительных ресурсов и сторонних инвестиций в развитие инновационных образовательных программ  образовательных учреждений благодаря формированию устойчивых связей между образовательным учреждением и бизнесом, потенциальному формированию эндаумента и сообщества благодарных выпускников.

Реализация мероприятий, предусмотренных целевой  моделью, позволит:

1) обеспечить устойчивое развитие практик наставничества в  образовательных учреждениях;

2) упорядочить на муниципальном уровне документационное обеспечение деятельности образовательных учреждений по развитию практик наставничества;

3) организовать систему информационно-методического сопровождения деятельности образовательных учреждений по развитию практик наставничества;

4) обеспечить систематическое повышение уровня профессиональной компетентности специалистов муниципальных образовательных учреждений по развитию практик наставничества;

5) достичь целевых показателей эффективности внедрения целевой модели наставничества на муниципальном уровне:

 

Показатель

2024 год

Доля учащихся в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, %

(отношение количества учащихся в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставляемого, к общему количеству учащихся в возрасте от 10 до 19 лет)

70,0

Доля учащихся в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставника, %

(отношение количества учащихся в возрасте от 10 до 19 лет, вошедших в программы наставничества в роли наставника, к общему количеству учащихся в возрасте от 10 до 19 лет)

20,0

Доля педагогических работников - молодых специалистов (с опытом работы от 0 до 3-х лет), работающих в муниципальных образовательных учреждениях, вошедших в программы в наставничества в роли наставляемого, %

(отношение количества педагогов - молодых специалистов, вошедших в программы наставничества  в роли наставляемого, к общему числу количеству педагогических работников - молодых специалистов)

100,0

Доля муниципальных образовательных учреждений от общего количества муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы наставничества, %

100,0

Доля муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы наставничества с участием наставников, работающих на предприятиях (в организациях), осуществляющих деятельность в Ольхонском районном муниципальном образовании

30,0

Доля муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы наставничества с участием наставников-студентов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования и среднего профессионального образования

30,0

Уровень удовлетворенности наставляемых в программах наставничества, %

(отношение количества наставляемых, удовлетворенных участием в программах наставничества к общему количеству, наставляемых, принявших участие в программах наставничества, реализуемых в муниципальном образовании)

не менее 85

Уровень удовлетворенности наставников участием в программах наставничества, %

(отношение количества наставников, удовлетворенных участием в программах наставничества к общему количеству, наставников, принявших участие в программах наставничества, реализуемых в муниципальном образовании)

не менее 85

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Приложение № 2

                                                                                                                                                                                                             к приказу

                                                                                                                                                                                            от «14» апреля 2022г.№78

 

 

Дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в муниципальных образовательных учреждениях

пп

Мероприятие

Исполнитель

 (-и )/

Сроки

Документационное

сопровождение

1

2

3

4

1

Формирование рабочей группы муниципального образовательного учреждения по внедрению целевой модели наставничества и разработке программ наставничества

руководители учреждений /

не позднее 30.04.2022г.

приказ о формировании рабочей группы муниципального образовательного учреждения по внедрению целевой модели наставничества и разработке программ наставничества

2

Разработка и утверждение Плана мероприятий (дорожной карты) внедрения целевой модели наставничества в муниципальном образовательном учреждении на период до 2024 года

руководители учреждений /

не позднее 15.05.2022г.

дорожная карта внедрения целевой модели наставничества в муниципальном образовательном учреждении на период до 2024 года

 

3

Согласование  муниципальным координатором  Плана мероприятий (дорожной карты) внедрения целевой модели наставничества ОУ

руководители учреждений /

не позднее 20.05.2022г

Заключение экспертизы

4

Назначение куратора (кураторов) и ответственного

должностного лица в образовательном учреждении

руководители учреждений /

не позднее 15.05.2022г.

приказ о назначении куратора (кураторов) и ответственного

должностного лица в образовательном учреждении;

5

Разработка и утверждение Положения (программы) о системе наставничества

в муниципальном образовательном учреждении

руководители учреждений /

не позднее 15.05.2022г.

Положение (программа) о системе наставничества

в муниципальном образовательном учреждении

6

Согласование  муниципальным координатором Положения (программы) о системе наставничества ОУ

руководители учреждений /

не позднее 20.05.2022г

Заключение экспертизы

7

Внесение по необходимости дополнений / изменений в действующий локальные нормативные акты учреждения, устанавливающие порядок морального и материального стимулирования педагогических работников

руководители учреждений /

не позднее 30.08.2022г.

локальные нормативные акты учреждения

8

Заседания кураторов программ наставничества  по инициативе муниципального координатора

муниципальный координатор внедрения целевой модели наставничества /

в соответствии с планом работы

постоянно

9

Информирование педагогического сообщества, родительской общественности, обучающихся о целевой модели наставничества как универсальной технологии передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве

руководители учреждений, кураторы /

постоянно

информационные буклеты,

протоколы педагогических советов,

протоколы родительских собраний,

протоколы заседаний органов ученического самоуправления

10

Проведение анкетирования среди обучающихся, желающих принять участие в программах наставничества. Сбор дополнительной информации о запросах, обучающихся от третьих лиц: классный руководитель, педагог-психолог, социальный педагог, родители (законные представители)

 

руководители учреждений, кураторы /

   в течение учебного года

методические и аналитические материалы

11

Формирование базы (реестра) наставляемых

руководители учреждений, кураторы /

не позднее 05.06.2022г.

база наставляемых в соответствии

с формой

(см. Приложение № 3 к приказу)

ведение базы возможно в формате электронного документа

12

Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программах наставничества

руководители учреждений, кураторы /

не позднее 31.05.2022г.

методические и аналитические материалы

13

Формирование базы (реестра) наставников

руководители учреждений, кураторы /

не позднее 05.06.2022г.

 

база наставников в соответствии

с формой

(см. Приложение № 3 к Программе)

ведение базы возможно в формате электронного документа

14

Организация и проведение серии обучающих мероприятий для наставников

муниципальный координатор внедрения целевой модели наставничества /

по согласованию

методические материалы

15

Выбор форм наставничества и разработка программ наставничества в образовательных учреждениях

руководители учреждений, кураторы /

не позднее 15.05.2022г.

программы наставничества (положение о системе наставничества)

 

16

Закрепление пар/групп распоряжением руководителя образовательного учреждения

руководитель учреждения /

не позднее 30.08.2022г.

приказ

17

Создание на официальном сайте учреждения раздела «Наставничество» для размещения локальных нормативных актов, регламентирующих внедрение и реализацию целевой модели наставничества в образовательном учреждении; методических и аналитических материалов, отзывов наставляемых и наставников и пр.

руководитель учреждения /

до 01.10.2022г.

ссылка на раздел «Наставничество» на официальном сайте учреждения

18

Создание на официальном сайте МКУ ОРМО «Управление образования» раздела «Наставничество» для размещения локальных нормативных актов, регламентирующих внедрение и реализацию целевой модели наставничества в образовательных учреждениях; методических и аналитических материалов, отзывов наставляемых и наставников и пр.

муниципальный координатор внедрения целевой модели наставничества /

не позднее 01.10.2022г

ссылка на раздел «Наставничество» на официальном сайте МКУ ОРМО «Управление образования»

19

Анкетирование участников программ наставничества. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества

кураторы / в соответствии с распоряжением руководителя образовательного учреждения о закреплении пар/групп

методические и аналитические материалы

20

Оформление итогов совместной работы в рамках программы наставничества

кураторы / в соответствии с распоряжением руководителя образовательного учреждения о закреплении пар/групп

 

программа наставничества ОУ

21

Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базы (реестры) наставников и наставляемых

кураторы / в соответствии с распоряжением руководителя образовательного учреждения о закреплении пар/групп

 

программы наставничества ОУ

22

Ведение базы (реестра) наставляемых

руководители учреждений, кураторы / постоянно

согласно утвержденной формы

23

Ведение базы (реестра) наставников

руководители учреждений, кураторы / постоянно

согласно утвержденной формы

24

Проведение мониторинга реализации и эффективности программ наставничества, реализуемых в муниципальных образовательных учреждениях

руководители учреждений, кураторы / муниципальный координатор/

не реже одного раза в календарный год

аналитические материалы

25

Внесение в формы федерального статического наблюдения данных о количестве участников программ наставничества

руководители учреждений / в соответствии со сроками

контроль- муниципальный  координатор

форма федерального статического наблюдения данных о количестве участников программ наставничества

26

Муниципальный мониторинг реализации мероприятий внедрения целевой модели наставничества в муниципальных образовательных учреждениях

руководители учреждений,

муниципальный координатор внедрения целевой модели наставничества / не реже одного раза в календарный год

аналитические материалы

 

 


                                                                                                                                                                                    Приложение № 3

                                                                                                                                                                                    к приказу

                                                                                                                                                                                           от «14» апреля 2022г.№78

 

 

 

 

 

 

Форма базы (реестра) наставляемых

 

(наименование муниципального образовательного учреждения)

 

 №

п/п

ФИО наставляемого

Контактные данные для связи

Год рождения наставляемого

Основной запрос наставляемого

Дата вхождения в программу

ФИО наставника

Место работы / учебы наставника

Дата

завершения программы

Ссылка на отзыв наставляемого, размещенного на сайте организации

Отметка о прохождении программы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                                                    Приложение № 4

                                                                                                                                                                                    к приказу

                                                                                                                                                                                           от «14» апреля 2022г.№78

 

 

 

 

Форма базы (реестра) наставников

 

(наименование муниципального образовательного учреждения)

 

№ №

Пп/п

ФИО наставника

Контактные данные для связи

Место работы / учебы наставника

Основной компетенции наставника

Важные для программы достижения наставника

Интересы наставника

Желаемый возраст наставляемых

Ресурс времени на программу наставничества

Дата вхождения в программу

ФИО наставляемого (-ых)

 

 

Форма наставничества

 

Место учебы /работы наставляемого (-ых)

 

Дата завершения программы

 

Результаты программы

Ссылка на отзыв наставляемого, размещенного на сайте организации

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата создания: 19-04-2022
Дата последнего изменения: 19-04-2022
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: