Начальник
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА
по результатам Диагностики сформированности регулятивных и коммуникативных УУД в рамках проектной деятельности в 7 классах общеобразовательных организаций ОРМО
В период с 19 по 26 ноября учащиеся 7 классов общеобразовательных организаций ОРМО приняли участие в Диагностике сформированности регулятивных и коммуникативных УУД в рамках проектной деятельности в 7 классах.
В процедуре диагностики приняли участие 83 семиклассника из 5 ОО (в ЧСОШ нет 7-го класса), в том числе в разрезе ОО:
|
Общее количество учащихся 7 класса на начало учебного года (по данным ОО-1) |
Количество учащихся 7 класса, принявших участие в УУД |
Доля учащихся, принявших участие (отношение количества учащихся 7 класса, принявших участие в УУД к общему количеству учащихся 7 класса), в % |
|
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
27483 |
18588 |
68 |
|
доля учащихся, от числа принявших участие |
|
|
|
|
Ольхонский район |
90 |
83 |
92 |
|
доля учащихся, от числа принявших участие |
|
|
|
|
МБОУ "Еланцынская СОШ" |
57 |
51 |
89 |
|
МБОУ "Хужирская СОШ" |
17 |
15 |
88 |
|
МБОУ "Куретская СОШ" |
10 |
10 |
100 |
|
МБОУ "Бугульдейская СОШ" |
3 |
4 |
133 |
|
МБОУ "Онгуренская СОШ" |
3 |
3 |
100 |
По итогам 1-ой четверти из 7А кл. ЕСОШ выбыло 2 школьника, в 7 кл. БСОШ прибыл 1 ученик. Этим объясняются 133% участников по БСОШ. Таким образом, в диагностике приняли участие 83 из 89 учащихся 7-х классов. 6 человек не приняло участие по уважительным причинам.
Назначение диагностики – выявить текущий уровень сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действия (УУД) в рамках проектной деятельности обучающихся 7-х классов общеобразовательных организаций Иркутской области.
Пояснение:
Регулятивные УУД:
2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
Коммуникативные УУД:
13) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа …, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Диагностика проводится вне предмета, вне класса и вне школы, т.е. самостоятельно.
На выполнение работы даётся 8 дней
Ученик сам выбирает время и место выполнения задания.
Итоговым материалом является презентация PowerPoint, загруженная учащимися в АИС «Диагностика УУД».
Предоставленный для экспертизы продукт в виде презентации MS PowerPoint оценивался экспертами по 8 критериям, с выбором «да/нет». Выбору эксперта «да» соответствовал балл 1, выбору «нет» – 0.
Ниже представлены итоги мониторинга УУД учащихся 7 классов ОРМО по критериям оценивания:
|
Указана тема проекта |
Доля учащихся, от числа принявших участие |
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
17838 |
96 |
Ольхонский район |
80 |
96 |
МБОУ "Еланцынская СОШ" |
51 |
100 |
МБОУ "Хужирская СОШ" |
13 |
86,6 |
МБОУ "Куретская СОШ" |
10 |
100 |
МБОУ "Бугульдейская СОШ" |
3 |
100 |
МБОУ "Онгуренская СОШ" |
3 |
100 |
Указано не менее 2-х обоснований для вывода |
Доля учащихся, от числа принявших участие |
|
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
10315 |
55 |
Ольхонский район, |
46 |
55 |
МБОУ "Еланцынская СОШ" |
26 |
51 |
МБОУ "Хужирская СОШ" |
9 |
60 |
МБОУ "Куретская СОШ" |
6 |
60 |
МБОУ "Бугульдейская СОШ" |
3 |
100 |
МБОУ "Онгуренская СОШ" |
2 |
66 |
Данный критерий позволяет оценить умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ и обосновывать мнение (суждение). Результаты показывают, что данное умение сформировано у большей половины участников диагностического исследования (от 55 до 100%). Самые высокие результаты по этому критерию выявлены у обучающиеся 7-х классов из БСОШ (у 100%).
Разница между максимальным и минимальным баллом составила 49 %.
|
Сформулирован вывод в соответствии с приведенными обоснованиями |
Доля учащихся, от числа принявших участие |
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
8171 |
44 |
Ольхонский район |
34 |
41 |
МБОУ "Еланцынская СОШ" |
21 |
41 |
МБОУ "Хужирская СОШ" |
5 |
33 |
МБОУ "Куретская СОШ" |
6 |
60 |
МБОУ "Бугульдейская СОШ" |
1 |
33 |
МБОУ "Онгуренская СОШ" |
1 |
33 |
Данный критерий (наличие выводов в соответствии с приведёнными обоснованиями), позволяющий определить уровень сформированности умения создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств выявил, что больше половины участников (59%) по муниципалитету не умеют этого делать. Только в одной школе (КСОШ) этот показатель выше областного и составил 60%.
Разница в показателях образовательных учреждений ОРМО составила 27%. Итоги диагностики показывают необходимость продолжения работы над формированием умений учащихся по данному критерию.
Тем не менее, в 2-х школах данный показатель выше областного. Самый высокий показатель сформированности умения адаптировать текст для презентации (сокращать и структурировать) продемонстрировали учащиеся КСОШ (90%), самый низкий - 33% ХСОШ и БСОШ. Выше средне областного показателя результаты семиклассников ОСОШ – 66%.
Разрыв между самым высоким и самым низким уровнем составил 57%.
|
Текст обоснований адаптирован для презентации (сокращен и структурирован) |
Доля учащихся, от числа принявших участие |
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
11673 |
63 |
Ольхонский район |
46 |
55 |
МБОУ "Еланцынская СОШ" |
29 |
57 |
МБОУ "Хужирская СОШ" |
5 |
33 |
МБОУ "Куретская СОШ" |
9 |
90 |
МБОУ "Бугульдейская СОШ" |
1 |
33 |
МБОУ "Онгуренская СОШ" |
2 |
66 |
Интервал между минимумом и максимумом 90%.
|
Для каждого тезиса указана ссылка на ресурс в сети Интернет |
Доля учащихся, от числа принявших участие |
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
10681 |
57 |
Ольхонский район |
40 |
48 |
МБОУ "Еланцынская СОШ" |
25 |
49 |
МБОУ "Хужирская СОШ" |
5 |
33 |
МБОУ "Куретская СОШ" |
9 |
90 |
МБОУ "Бугульдейская СОШ" |
1 |
33 |
МБОУ "Онгуренская СОШ" |
0 |
0 |
К-6. Написали заголовки слайдов 86% участников. Данный критерий, касающийся правил предоставления информации в форме презентации выполнен на достаточно высоком уровне по муниципалитету и составляет 86%. Показатели семиклассников ОРМО всё же уступают областным на 1%.
К-7. Данный критерий позволяет выявить умение правильно выполнять требования к дизайнерскому оформлению презентации. Выполнили требования к оформлению презентации (выдержали шрифты, требования к цветовому решению, количеству слайдов) 75% участников.
Критерии 6 и 7 позволяют диагностировать уровень сформированности коммуникативных УУД в области использования информационно-коммуникационных технологий, в частности умение использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: создание презентаций.
|
Удержана задача диагностики |
Доля учащихся, от числа принявших участие |
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ |
8712 |
47 |
Ольхонский район |
33 |
40 |
МБОУ "Еланцынская СОШ" |
18 |
35 |
МБОУ "Хужирская СОШ" |
5 |
33 |
МБОУ "Куретская СОШ" |
7 |
70 |
МБОУ "Бугульдейская СОШ" |
2 |
66 |
МБОУ "Онгуренская СОШ" |
1 |
33 |
Умение грамотно составить и оформить презентацию является одним из средств достижения метапредметных результатов (п. 1.3.2 ПООП ООО) и позволяет выделить формирование навыков оформления результатов проектной деятельности как одно из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций.
Выводы и рекомендации.
1) умения целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ и обосновывать мнение (суждение) не сформированы у 45% участников диагностики;
2) более половины семиклассников (59%), выполнивших задание, испытывают трудности с формулированием выводов на основе использованной информации;
3) умения отделять избыточную информацию, представлять информацию в виде тезисов не сформировано у 45% обучающихся;
4) более половины участников диагностики (52%) не имеет представления о правилах использования информационных данных;
5) 25% семиклассников не соблюдает требований к продукту своей деятельности по заданным критериям.
III. Проведение диагностики на данном этапе обучения позволяет своевременно сделать выводы о текущем уровне сформированных УУД, достижения метапредметных результатов, разработать способы для их формирования, скорректировать работу педагогов во избежание проблем с выполнением заданий повышенного уровня в старших классах, в том числе в выпускных классах. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ показывает недостаточный уровень сформированности у выпускников основной и средней школы умений использовать речевые средства для выражения своих мыслей, приводить аргументы. Результаты диагностики могут быть использованы в образовательных учреждениях для коррекции текущего учебного процесса, планов деятельности школьных методических объединений. Всё ещё актуальной остаётся проблема перехода от репродуктивных заданий на уроке к заданиям, требующим самостоятельного поиска информации для подготовки ответа, умения его сформулировать, грамотно аргументировать и сделать заключение.
Аналитическая справка составлена Романовой Е.А.,
начальником отдела развития образования МКУ ОРМО
«Управление образования»
Дата создания материала: 20-12-2019. История изменений