Муниципальное казённое учреждение
  Ольхонского районного муниципального образования

Онгоржонова

Галина Борисовна

Начальник 

Диагностика УУД в 7-х классах

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по результатам Диагностики сформированности регулятивных и коммуникативных УУД в рамках проектной деятельности в 7 классах общеобразовательных организаций ОРМО

 

В период с 19 по 26 ноября учащиеся 7 классов общеобразовательных организаций ОРМО приняли участие в Диагностике сформированности регулятивных и коммуникативных УУД в рамках проектной деятельности в 7 классах.

В процедуре диагностики приняли участие 83 семиклассника из 5 ОО (в ЧСОШ нет 7-го класса), в том числе в разрезе ОО:

 

Общее количество учащихся 7 класса на начало учебного года (по данным ОО-1)

Количество учащихся 7 класса, принявших участие в УУД

Доля учащихся, принявших участие (отношение количества учащихся 7 класса, принявших участие в УУД к общему количеству учащихся 7 класса), в %

 
 
 

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

27483

18588

68

 

доля учащихся, от числа принявших участие

 

 

 

 

Ольхонский район

90

83

92

 

доля учащихся, от числа принявших участие

 

 

 

 

 МБОУ "Еланцынская СОШ"

57

51

89

 

 МБОУ "Хужирская СОШ"

17

15

88

 

 МБОУ "Куретская СОШ"

10

10

100

 

 МБОУ "Бугульдейская СОШ"

3

4

133

 

 МБОУ "Онгуренская СОШ"

3

3

100

 

По итогам 1-ой четверти из 7А кл. ЕСОШ выбыло 2 школьника, в 7 кл. БСОШ прибыл 1 ученик. Этим объясняются 133% участников по БСОШ. Таким образом, в диагностике приняли участие 83 из 89 учащихся 7-х классов. 6 человек не приняло участие по уважительным причинам.

Назначение диагностики – выявить  текущий уровень сформированности регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действия (УУД) в рамках проектной деятельности обучающихся 7-х классов общеобразовательных организаций Иркутской области.

Пояснение:

Регулятивные УУД:

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

Коммуникативные УУД:

13) Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать информационные ресурсы разного типа …, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

 

Диагностика проводится вне предмета, вне класса и вне школы, т.е. самостоятельно.

На выполнение работы даётся 8 дней

Ученик сам выбирает время и место выполнения задания.

Итоговым материалом является презентация PowerPoint, загруженная учащимися в АИС «Диагностика УУД».

Предоставленный для экспертизы продукт в виде презентации MS PowerPoint оценивался экспертами по 8 критериям, с выбором «да/нет». Выбору эксперта «да» соответствовал балл 1, выбору «нет» – 0.

Ниже представлены итоги мониторинга УУД учащихся 7 классов ОРМО по критериям оценивания:

 

 

  • К-1. Как видно из представленных результатов 96% участников указали тему проекта (80 из 83 участников), что на уровне средне областного результата. Не указали тему проекта 2 участника из ХСОШ.

 

Указана тема проекта

Доля учащихся, от числа принявших участие

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

17838

96

Ольхонский район

80

96

 МБОУ "Еланцынская СОШ"

51

100

 МБОУ "Хужирская СОШ"

13

86,6

 МБОУ "Куретская СОШ"

10

100

 МБОУ "Бугульдейская СОШ"

3

100

 МБОУ "Онгуренская СОШ"

3

100

  • К-2. Привели не менее 2-х обоснований для вывода 55% участников (46 из 83), что на уровне средних показателей по области. Соответствуют критерию оценивания в полном объёме работы участников БСОШ. Доля соответствия по остальным ОО приведена в прилагаемой ниже таблице.
 

Указано не менее 2-х обоснований для вывода

Доля учащихся, от числа принявших участие

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

10315

55

Ольхонский район,

46

55

 МБОУ "Еланцынская СОШ"

26

51

 МБОУ "Хужирская СОШ"

9

60

 МБОУ "Куретская СОШ"

6

60

 МБОУ "Бугульдейская СОШ"

3

100

 МБОУ "Онгуренская СОШ"

2

66

Данный критерий позволяет оценить умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ и обосновывать мнение (суждение). Результаты показывают, что данное умение сформировано у большей половины участников диагностического исследования (от 55 до 100%). Самые высокие результаты по этому критерию выявлены у обучающиеся 7-х классов из БСОШ (у 100%).

Разница между максимальным и минимальным баллом составила 49 %.

 

  • К-3. Сформулировали вывод в соответствии с приведенными обоснованиями 41% участников (34 семиклассника из 83). Несколько лучше работы учащихся КСОШ – справились с поставленной задачей 60% участников, в остальных от 33% (ХСОШ, БСОШ, ОСОШ) до 41% (ЕСОШ).

 

Сформулирован вывод в соответствии с приведенными обоснованиями

Доля учащихся, от числа принявших участие

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

8171

44

Ольхонский район

34

41

 МБОУ "Еланцынская СОШ"

21

41

 МБОУ "Хужирская СОШ"

5

33

 МБОУ "Куретская СОШ"

6

60

 МБОУ "Бугульдейская СОШ"

1

33

 МБОУ "Онгуренская СОШ"

1

33

Данный критерий (наличие выводов в соответствии с приведёнными обоснованиями), позволяющий определить уровень сформированности умения создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств выявил, что больше половины участников (59%) по муниципалитету не умеют этого делать. Только в одной школе (КСОШ) этот показатель выше областного и составил 60%.

Разница в показателях образовательных учреждений ОРМО составила 27%. Итоги диагностики показывают необходимость продолжения работы над формированием умений учащихся по данному критерию.

  • К-4. Следующий критерий позволяет проверить умение выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) (п.1.2.4. ПООП ООО). Показатель по этому параметру составил 55%, что ниже областного показателя на 13%.

Тем не менее, в 2-х школах данный показатель выше областного. Самый высокий показатель сформированности умения адаптировать текст для презентации (сокращать и структурировать) продемонстрировали учащиеся КСОШ (90%), самый низкий - 33% ХСОШ и БСОШ. Выше средне областного показателя результаты семиклассников ОСОШ – 66%.

Разрыв между самым высоким и самым низким уровнем составил 57%.

 

Текст обоснований адаптирован для презентации (сокращен и структурирован)

Доля учащихся, от числа принявших участие

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

11673

63

Ольхонский район

46

55

 МБОУ "Еланцынская СОШ"

29

57

 МБОУ "Хужирская СОШ"

5

33

 МБОУ "Куретская СОШ"

9

90

 МБОУ "Бугульдейская СОШ"

1

33

 МБОУ "Онгуренская СОШ"

2

66

  • К-5. Указали ссылку на ресурс в сети Интернет для каждого тезиса 48% участников (40 человек). Данный критерий позволяет выявить уровень культуры пользования источниками информации в соответствии с законом об авторском праве, т. е. умение использовать информацию с учетом этических и правовых норм. На уровне муниципалитета около половины обучающихся 7-х классов, принявших участие в диагностике, имеют представление о правилах использования информационных данных. В некоторых школах этот показатель значительно выше областного: в КСОШ 90% против 57% по области. В части значительно ниже: в ОСОШ – 0%, БСОШ и ХСОШ по 33%.

Интервал между минимумом и максимумом 90%.

 

Для каждого тезиса указана ссылка на ресурс в сети Интернет

Доля учащихся, от числа принявших участие

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

10681

57

Ольхонский район

40

48

 МБОУ "Еланцынская СОШ"

25

49

 МБОУ "Хужирская СОШ"

5

33

 МБОУ "Куретская СОШ"

9

90

 МБОУ "Бугульдейская СОШ"

1

33

 МБОУ "Онгуренская СОШ"

0

0

 

К-6. Написали заголовки слайдов 86% участников. Данный критерий, касающийся правил предоставления информации в форме презентации выполнен на достаточно высоком уровне по муниципалитету и составляет 86%. Показатели семиклассников ОРМО всё же уступают областным на 1%.

К-7. Данный критерий позволяет выявить умение правильно выполнять требования к дизайнерскому оформлению презентации. Выполнили требования к оформлению презентации (выдержали шрифты, требования к цветовому решению, количеству слайдов) 75% участников.

Критерии 6 и 7 позволяют диагностировать уровень сформированности коммуникативных УУД в области использования информационно-коммуникационных технологий, в частности умение использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: создание презентаций.

 

  • К-8. Удержали задачу диагностики 40% участников. Данный критерий является важнейшим элементом проверки – удержание задачи диагностики как умение определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи и сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (п.1.2.4. ПООП ООО). По данному критерию работы семиклассников муниципалитета уступают областным показателям на 7%, хотя показатели двух школ выше: КСОШ – 70%, БСОШ – 66%.  Разница между минимумом и максимумом составила 37%.

 

Удержана задача диагностики

Доля учащихся, от числа принявших участие

ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ

8712

47

Ольхонский район

33

40

 МБОУ "Еланцынская СОШ"

18

35

 МБОУ "Хужирская СОШ"

5

33

 МБОУ "Куретская СОШ"

7

70

 МБОУ "Бугульдейская СОШ"

2

66

 МБОУ "Онгуренская СОШ"

1

33

 

Умение грамотно составить и оформить презентацию является одним из средств достижения метапредметных результатов (п. 1.3.2 ПООП ООО) и позволяет выделить формирование навыков оформления результатов проектной деятельности как одно из приоритетных направлений деятельности образовательных организаций.

 

Выводы и рекомендации.

  1. В процедуре диагностики приняли участие 83 обучающихся 7-х классов общеобразовательных учреждений ОРМО, что составило 96% от общего количества обучающихся 7-х классов. Результаты диагностики позволяют сделать вывод о том, что примерно половина семиклассников умеют самостоятельно определять необходимые действия в соответствии с учебной задачей, ставить цель деятельности на основе определённой учебной задачи и составлять план решения проблемы. Всё же следует отметить невысокий уровень сформированности коммуникативных УУД семиклассников, относящихся к компетентности в использовании ИКТ, который фиксируется на уровне от 48 до 86%.

 

 

  1. Анализ статистических результатов диагностики позволяет выявить следующие проблемные зоны, которые касаются сформированности умений, задействованных в продуктивных видах деятельности:

1) умения целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ и обосновывать мнение (суждение) не сформированы у 45% участников диагностики;

2) более половины семиклассников (59%), выполнивших задание, испытывают трудности с формулированием выводов на основе использованной информации;

3) умения отделять избыточную информацию, представлять информацию в виде тезисов не сформировано у 45% обучающихся;

4) более половины участников диагностики (52%) не имеет представления о правилах использования информационных данных;

5) 25% семиклассников не соблюдает требований к продукту своей деятельности по заданным критериям.

III. Проведение диагностики на данном этапе обучения позволяет своевременно сделать выводы о текущем уровне сформированных УУД, достижения метапредметных результатов, разработать способы для их формирования, скорректировать работу педагогов во избежание проблем с выполнением заданий повышенного уровня в старших классах, в том числе в выпускных классах. Анализ результатов ОГЭ и ЕГЭ показывает недостаточный  уровень сформированности у выпускников основной и средней школы умений использовать речевые средства для выражения своих мыслей, приводить аргументы. Результаты диагностики могут быть использованы в образовательных учреждениях для коррекции текущего учебного процесса, планов деятельности школьных методических объединений. Всё ещё актуальной остаётся проблема перехода от репродуктивных заданий на уроке к заданиям, требующим самостоятельного поиска информации для подготовки ответа, умения его сформулировать, грамотно аргументировать и сделать заключение.

  1. Рекомендовать районным методическим объединениям:
  2. провести комплексный анализ результатов диагностики;
  3. выявить причины низких показателей с контекстными данными конкретной образовательной организации (доступ к сети Интернет, скорость Интернет, наличие компьютеров для выполнения задания диагностики в домашних условиях, возможность воспользоваться ПК в свободное от уроков время, ИКТ-компетентность педагогов и др.);
  4. использовать результаты комплексного анализа для достижения удовлетворительных результатов обучающимися муниципального образования;
  5. продолжить обучение педагогов методам и формам педагогического сопровождения учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся через систему семинаров;
  6. организовать распространение опыта школ с высокими показателями;
  7. создать условия для практического использования результатов проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся в жизни школы или других организаций.
  8. V. Рекомендовать образовательным организациям:
  9. проанализировать результаты диагностики в динамике, выявить проблемные зоны и рассмотреть на заседаниях педагогических советов;
  10. учитывать результаты оценочных процедур при разработке (корректировании) планов работы;
  11. шире практиковать в работе проектную деятельность с оформлением работ в виде презентации, в том числе введение системы мини-проектов в учебно-тематическое планирование учителей-предметников;
  12. уделять внимание обучению учащихся поиску информации, выполнение правил соблюдения авторских прав;
  13. довести до родителей (законных представителей) учащихся результаты оценочных процедур, в которых участвовал их дети, и их правильную интерпретацию.

 

Аналитическая справка составлена Романовой Е.А.,

начальником отдела развития образования МКУ ОРМО

«Управление образования»

Дата создания материала: 20-12-2019. История изменений

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *